Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, начинающие свою профессиональную коммерческую деятельность, могут выбрать один из двух вариантов системы налогообложения: общую либо упрощенную.
Условия применения
Для применения УСН необходимо выполнение определенных условий:
Доля участия в ней других организаций не может превышать 25%
Запрет применения УСН для организаций, у которых есть филиалы
Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 337,5 млн. рублей (ст. 346.12 НК РФ)
Заменяет налоги
В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системы налогообложения:
налога на прибыль организаций, за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств;
налога на имущество организаций, однако, с 1 января 2015 г. для организаций, применяющих УСН, устанавливается обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 1 ст. 2, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 02.04.2014 № 52-ФЗ);
налога на добавленную стоимость (при условии, что доходы за истекший календарный год не превысили в совокупности 60 миллионов рублей).
Применение УСН не освобождает от исполнения функций по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ с заработной платы сотрудников.
Порядок перехода
Добровольная процедура перехода. Существует два варианта:
1Переход на УСН одновременно с регистрацией ИП, организаций
Уведомление может быть подано вместе с пакетом документов на регистрацию. Если Вы этого не сделали, то у Вас есть еще 30 дней на размышление (п. 2 ст. 346.13 НК РФ)
2Переход на УСН с иных режимов налогообложения
Переход на УСН возможен только со следующего календарного года. Уведомление необходимо подать не позднее 31 декабря (п. 1 ст. 346.13 НК РФ)
Организации и ИП, которые перестали быть налогоплательщиками ЕНВД в связи с отменой данного специального налогового режима, вправе перейти на УСН с 01.01.2021, уведомив налоговый орган не позднее 01.02.2021 (письмо ФНС России от 14.01.2021 № СД-4-3/119@).
Уведомление может быть подано в произвольной форме или форме, рекомендованной ФНС России.
Объект налогообложения
В рамках УСН можно выбрать объект налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (иногда говорят «доходы минус расходы» ст. 346.14 НК РФ).
Сменить объект налогообложения возможно только со следующего года, письменно уведомив об этом налоговый орган до 31 декабря.
Для упрощённой системы налогообложения налоговые ставки зависят от выбранного предпринимателем или организацией объекта налогообложения.
При объекте налогообложения «доходы» ставка составляет 6%.
Законами субъектов РФ ставка может быть снижена до 1%. Налог уплачивается с суммы доходов. При расчёте платежа за 1 квартал берутся доходы за квартал, за полугодие – доходы за полугодие и т. д.
Если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», ставка составляет 15%.
При этом региональными законами могут устанавливаться дифференцированные ставки налога по УСН в пределах от 5 до 15 процентов. Пониженная ставка может распространяться на всех налогоплательщиков, либо устанавливаться для определённых категорий. В этом случае для расчёта налога берётся доход, уменьшенный на величину расхода.
Для предпринимателей, выбравших объект "доходы минус расходы", действует правило минимального налога: если по итогам года сумма исчисленного налога оказалась меньше 1% полученных за год доходов, уплачивается минимальный налог в размере 1% от полученных доходов.
Пример расчета размера авансового платежа для объекта «доходы минус расходы»
Законами субъектов Российской Федерации на два года может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. С 29 сентября 2019 года к этому списку добавлены услуги по предоставлению мест для временного проживания (пункт 4 статьи 346.20 НК РФ).
Период действия этих налоговых каникул - по 2023 г.
Оплата налога и представление отчётности
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.
Отчетный период
Квартал
Полугодие
9 месяцев
Налоговый период
Год
Порядок действий
Организации уплачивают налог и авансовые платежи по месту своего нахождения, а индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.
1Платим налог авансом
Не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам налогового (отчетного) периода (года) (п.5 ст. 346.21 НК РФ)
2Заполняем и подаем декларацию по УСН
Организации - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Индивидуальные предприниматели- не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
3Платим налог по итогам года
Организации - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Индивидуальные предприниматели - не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Если последний день срока уплаты налога (авансового платежа) выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, перечислить налог плательщик обязан в ближайший следующий за ним рабочий день.
Порядок и сроки представления налоговой декларации
Налоговая декларация предоставляется по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Организации - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Индивидуальные предприниматели - не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
Налогоплательщик - не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена предпринимательская деятельность по УСН
Налогоплательщик - не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право применять УСН
За налоговый период до 2021 года налоговая декларация представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме.
За налоговые период 2021 года и за налоговый период 2022 года налоговая декларация представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@ «Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@» (Зарегистрирован 20.01.2021 № 62152).